От слежки за товарами к контролю над людьми
Если уж говорить о тотальном контроле и слежке за каждым в духе Оруэлла, то настоящая угроза исходит не от широко разрекламированного имплантата VeriChip. Истинная опасность скрывается под аббревиатурой RFID.
RFID — радиочастотная идентификация (radio frequency identification). В принципе, это те же самые крошечные чипы, только об имплантации их людям говорить как-то не принято. На сегодняшний день у RFID задача иная: дать возможность промышленникам следить за своей продукцией. Притом, что эти радиочипы уже встраивают в свои изделия крупнейшие мировые производители, шумиху никто не поднимает. Между тем, масштабы этой "чипизации" могут поразить воображение. Судите сами: Gillette вставляет чипы в бритвы и гели, Michelin внедряет их в свои шины. Nokia собирается включить чипы в мобильники а European Central Bank к 2005 году вплетёт чипы непосредственно в волокна банкнот евро.
К разбору этих фактов мы ещё вернёмся, но задумайтесь: готовы ли вы к тому, что в любом предмете, в деньгах, может оказаться незаметный "жучок" с неизвестными функциями? Чтобы разобраться в том, что же такое эта радиочастотная идентификация, обратимся к специализированному изданию — RFID Journal, причём сразу же в раздел часто задаваемых вопросов — FAQ. Итак, RFID — это технология, которая находится в разработке со времён Второй Мировой войны. Наиболее активный период — последние лет 20. Всевозможные усовершенствования RFID привели к тому, что ею пользуются военные, промышленность и торговля. Правда, не все и не везде, но это вопрос времени.
RFID позволяет автоматически идентифицировать изделия посредством радиоволн. Есть несколько методов идентификации объектов, но чаще всего — это номер или другая информация, заложенная в микрочип с антенной. Такое устройство называют RFID transponder или RFID tag.
Антенна позволяет чипу передавать идентификационную информацию считывающему устройству (reader). Этот "читатель" посылает чипу радиоволны, которые по возвращении преобразовывает в ту или иную понятную компьютеру форму.
В RFID используется много разных радиочастот, но чаще всего 125 килогерц, 13,56 мегагерц, 850-900 мегагерц или 2,45 гигагерц. В зависимости от страны и области применения.
Транспондеры обычно хранят не больше 2 килобайт, а бывают активными, пассивными или полупассивными.
Активные стоят дороже всех — цена может доходить до $100.
Зато такие чипы имеют собственный источник питания, а следовательно, информация с них передаётся практически на любые расстояния.
Например, если RFID-чип присоединяется к глобальной системе позиционирования или беспроводным коммуникациям, его стоимость может достигать $500.
Пассивные и полупассивные транспондеры оцениваются в от 25 до 50 центов за штуку. Информацию с них можно считать с расстояния 3 метра — не больше.
Быстрому распространению RFID препятствуют две вещи: отсутствие единых стандартов, производители пока не могут прийти к общему знаменателю, причин тому масса, и дороговизна, к примеру, считывающее устройство всё ещё стоит около тысячи долларов.
Хотя RFID не претендует на то, чтобы заменить собой штрих-коды, она может это сделать, благодаря своей бесконтактности: чип не надо прикладывать к сканеру, чип устойчивее штрих-кода и несёт больше информации.
Пока же эксперты говорят о мирном сосуществовании штрих-кодов и RFID на протяжении ещё нескольких лет.
Тем временем, многие компании уже оценили преимущества радиочастотной технологии. Помимо контроля над товарами, транспондеры используются для обеспечения безопасности в виде карт доступа, слежения за животными, за детьми, багажом на авиалиниях, книгами в библиотеках и так далее.
Несколько примеров. Про Gillette мы писали, так что немного поговорим о Michelin. Экспериментировать с RFID компания начала не просто так: Конгресс США ужесточил ответственность производителей в случае отзыва бракованной продукции, так что следить за товаром стало необходимостью.
17 января 2003 года эта компания, выпускающая, между прочим, более 800 тысяч шин в день, объявила о начале 18-месячных испытания транспондеров с целью узнать эффективность слежки за своей продукцией с помощью электроники.
В микрочип Michelin поместила уникальный номер шины, информацию о том, когда, и где шина была сделана, её максимальное давление и тому подобное. По словам шинников, один чип стоит "несколько долларов", но цена снизится, если начнётся их массовое производство.
Кстати, чипы для Michelin сделали Fairchild Semiconductor и Philips по технологии Intellitag компании Intermec.
Пусть себе экспериментируют на здоровье: чипы в шинах — не так страшно, как в деньгах. Довольно трудно судить о серьёзности намерений Центробанка Европы (European Central Bank — ECB), но в декабре 2001 года, как раз перед выпуском евро, представители ECB подтверждали существование проекта, но были осторожны в комментариях относительно технологии, ссылаясь на подписку о неразглашении.
Для банковского сообщества цель "чипизации" банкнот, в особенности крупных, простая — препятствовать подделке и отмыванию денег. А для индустрии выгода также очевидна — вот он единый стандарт RFID, доведённый до совершенства.
Тогда EE Times стало известно, что партнёрами банка по RFID в купюрах стали всё тот же Philips и компания Infineon Technologies. О своих возможностях по имплантации чипов в деньги заявляла и Hitachi.
Скептики тогда говорили, что такой технологии не существует, что это безумно дорого, но ведь это был 2001 год. Теперь всё, или почти всё существует.
Чем закончилась история с RFID-евро и закончилась ли — до конца не ясно — 2005 год, срок реализации, ещё не наступил. Но тот факт, что крупные компании в 2003 году активно взялись за "чипизацию" товаров, о многом говорит.
Да, в Великобритании поговаривают об использовании RFID в компакт-дисках. Как для того, чтобы отследить музыкальные диски по цепочке поставки, так и для предотвращения краж в магазинах. Всё сходится — радиочастотная идентификация прогрессирует на глазах.
И правильно пишет на сайте Chipcenter Пол О'Ши (Paul O'Shea), который сам в 1980-е работал над радиочастотной идентификацией: RFID доросла до того, чтобы следить за всем, чем угодно — от поддонов до людей.
О'ши обращает внимание на то, что RFID интересуется американский Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья (National Institute for Occupational Safety and Health — NIOSH), подумывая об оснащении микрочипами транспортных средств и рабочих на производстве, связанном с повышенной опасностью или секретностью. Вот, пожалуйста, и люди с чипами. Для их же блага, конечно.
Не стоит забывать и об электронной одежде. То, что ею интересуется научно-исследовательское агентство Пентагона DARPA, обещающее десятки миллионов долларов тому, кто произведёт e-текстиль в ближайшие пять лет, не оставляет сомнений, что без RFID армия США своих солдат не оставит.
Разумеется, то, что освоят военные, позднее придёт и в мирную жизнь.
Кроме того, тревогу Пола О'Ши вызывает борьба с международным терроризмом, в свете которой Федеральное управление авиации США (Federal Aviation Administration — FAA) вынуждает аэропорты использовать биометрические и другие зверские технологии для контроля над пассажирами и багажом.
В заключение вопрос: "Scary thoughts, eh?" — спрашивает автор статьи "Технологии нового мирового порядка" ("Technology of the New World Order") с сайта Kuro5hin.org. В смысле, страшно вам, нет?
Если не читали Джорджа Оруэлла, то вот — "1984". Там, правда, про чипы ничего нет, зато есть "Большой (Старший) Брат смотрит на тебя":
"Телекран работал на приём и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шёпотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден.
Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключается к твоему кабелю полиция мысли — об этом можно было только гадать.
Не исключено, что следили за каждым — и круглые сутки. Во всяком случае, подключиться могли когда угодно. Приходилось жить — и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт, — с сознание